Вверх ]

Урок-презентация по русскому языку на тему:  «Я к вам пишу….»

 

Цель урока:

Содействовать возрождению российских традиций  эпистолярного жанра.

Развивать навыки ведения корреспонденции.

Воспитание уважения к ценностям русского языка, стремления передавать в своей письменной и устной речи его богатство: красоту, точность, образность.

Воспитание современного образованного человека, владеющего культурой письменного общения и обладающего яркой индивидуальностью.

 

Тип урока: комбинированный, с использованием новых информационных технологий.

 

 

 

         Ход урока:

 

         При помощи письма можно записать каждое слово и сообщить свои мысли тем, кто еще не родился и родится спустя тысячу или десять тысяч лет.

Галилео Галилеи

 

         Прочитайте эпиграф. Объясните, как вы понимаете выска­зывание великого учёного XVI века Галилео Галилея.

 

(слайд №1)

 

ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ ПИСАТЬ...

 

 Первое сентября. После каникул вы пришли в школу. Привычно взяли карандаш или ручку и стали писать... А как родилось письмо? Как человечество изобрело этот удивительный способ передавать свои знания, чувства, мысли на бумаге?

 

ПОСЛАНИЕ В КАРТИНКАХ.  (слайд № 2)      Сообщения учащихся:

 

1.Вначале люди воспринимали происходящие события в живых наглядных образах: льёт дождь, бежит олень, восходит солнце, охотник стреляет из лука. Это было образное познание мира. Ес­ли человек хотел сообщить о чём-то, он делал рисунки.

Часто первобытные люди хотели запомнить сами и передать другим сведения о важных событиях своего племени. Например, чтобы сообщить о смерти вождя, они делали рисунки на надгроб­ном камне. Вот один из таких памятников. На нём изображён перевёрнутый вниз головой олень. Это означало, что вождя звали Олень и он умер. Семь зарубок с левой стороны — семь совер­шённых им походов, девять зарубок с правой — пережил девять сражений. Две луны — поход продолжался два месяца. Секира — убит в сражении. Этот рассказ в картинках — самые первые шаги письма. Такое рисунчатое письмо появилось шесть тысяч лет на­зад. Учёные называют его пиктографическим. Название образова­лось от соединения двух слов: латинского «пиктус» — нарисован­ный и греческого «графо» — пишу.

Такое письмо не требовало обучения грамоте. Рисунки созда­вались применительно к отдельному случаю и были понятны всем. Так, у индейских племён если нарисован человек с труб­кой — значит, заключён мир, две перекрещённые змеи — опас­ность, лук со стрелой означал войну.

Пиктографическое письмо не разделено на слова. Глядя на него, нельзя узнать, на каком языке говорили люди. Рисунки от­ражали лишь содержание речи, и рисунчатое письмо воспринима­лось целиком как картина.

Многие народы, живущие на уровне первобытно-общинного строя, используют язык рисунков, т.е. пиктографию.  (слайды № 2 , № 3, №4 )

(На экране появляются рисунки)

Эти рисунки обозначают такой текст: человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, затем другую, поплыл на лодке, охотился на

моржа, заночевал. Некоторые виды пиктографии используются и в наше время, это вывески мастерских по ремонту обуви, часов и т.д. Пиктография годится только для передачи конкретного, вещественного.

 

КАК ИЗОБРАЗИТЬ СЛОВО

 

2.Прошло две тысячи лет. Люди стали замечать и понимать, что сообщение, передаваемое в рисунках, распадается на отдельные картинки. Каждая такая картинка-рисунок выражает отдельное слово. Значит, справедливо решили люди, и наша речь состоит из отдельных слов. Началось познание собственной речи, познание языка, на котором люди общались между собой. Каждое слово они стали выражать одним каким-нибудь рисунком-знаком. Это было ещё образное воспроизведение письменной речи, однако деление на слова позволило более точно и полно рассказывать о событиях.

Подобное письмо называется учёными идеографическим. Такое название образовалось из двух греческих слов: «идеа» — образ и «графо» — пишу. В III—II тысячелетиях до нашей эры  идеографическую письменность имели жители древнейших рабовладельческих государств — шумеры, народы Вавилонского царства, Египта, Древнего Ирана, Индии, Китая.

У каждого народа за словом закрепляется определённое изображение. В образном древнеегипетском письме слово гора передавалось изображением двух гор, между которыми пролегает долина, солнце — кружок с точкой, вода — волнистые линии.

Идеографическое письмо сохранило многие недостатки рисунчатого письма. Так, рисунок ноги мог означать «ходить», «стоять», «приносить». Читая такое письмо, нельзя было сказать: надо ли идти или стоять. Неясно, на каком языке говорили люди, писавшие послание.

С годами появилась потребность выражать отвлечённые поня­тия, например любовь, жадность, гнев. Слово жадность передава­лось египтянами изображением крокодила. Слово прохлада — изображением сосуда с вытекающей из него водой. Часто для передачи одного слова пользовались сочетанием двух знаков. В шумерском письме слово злой выражено значками, обозначаю­щими глаз и собаку.

Вырисовывать изображения зверей и предметов было долгим и обременительным делом. Рисунки стали постепенно упрощать­ся. Упрощёнными значками начали писать египтяне. Они писали на папирусе, особом сорте бумаги, сделанном из волокон расте­ний, которые собирали на берегах Нила. Знаки, которыми они пользовались, назывались иероглифами, что означало «священ­ные письмена».

У шумеров и вавилонян основным материалом для письма стали глиняные таблички. Эти тонкие и плоские куски глины напоминали блюдца. Тексты наносились на сырые таблички, ко­торые затем обжигались и приобретали прочность камня. На сы­рой глине выдавливались знаки травяной палочкой, плоский ко­нец которой имел форму клина. Вместо рисунков получалась комбинация клинообразных чёрточек, поэтому такая письмен­ность стала называться клинописью.

 

  (слайд №5)

 

Для написания иероглифов и для клинописи требовалось оп­ределённое искусство. Такие знаки были понятны далеко не всем.

Лишь цари, жрецы и особо подготовленные писцы могли читать папирусные свитки и клинописные таблички.

 

(слайды №6, №7)

 

3.После долгих усилий учёным удалось расшифровать дошед­шие до нас древние письмена. Среди них были исторические со­общения о походах и завоеваниях. Были деловые документы: за­коны, повеления царей, отчёты о собранных урожаях или долгах. Были гимны в честь богов, заклинания, стихотворные поэмы. Благодаря разделению письма на слова людям удалось более точ­но передавать свои мысли.

                       А человек не переставал искать все более удобные и точные способы передачи своей речи. Рисуночное, пиктографическое, идеографическое — все это прародители современного письма. Наконец, появилось буквенное письмо. Его изобрели финикийцы. Но их алфавит состоял только из согласных букв. Греки усовершенствовали их письмо, введя гласные буквы.

Итак, картинки, меняясь в течение тысячелетий, превратились сначала в иероглифы, а потом в буквы. И вот славяне стали узнавать, что в других странах пользуются знаками для обозначения каждого звука.

Знаки эти придумали самиты - древний народ, живший на берегах Средиземного моря. А древние греки их усовершенствовали. По первым буквам “альфа” и “бета” назвали буквенный состав. Как он называется?

И вот в 863 году произошло важное событие. Кирилл и Мефодий по заданию моравского князя Ростислава составляли славянский алфавит, перевели много книг с помощью него. Алфавит этот называется кириллица.

 

Человечеством был пройден длинный путь в поисках «запечатленного слова». Только оно могло помочь преодолеть пространство и время, протянув связующие нити между людьми, между прошлым и настоящим.

(Слайд №8).

Учитель: Пройдут века... Письмо станет не только одним из самых распространенных способов общения. Эпистолярная форма широко будет использована и в публицистике, и в художественных произведениях. Зачинателем эпистолярного жанра в литературе считается Цицерон. Его письма предназначались для широкой публики, и их стиль и построение определялись риторикой. Позднее жанр письма станет ведущим в публицистике.

 

Можно ли современному человеку обойтись без писем?

На уроке происходит дискуссия, которая способствует созданию на уроке рабочей атмосферы, приданию полемической остроты.

Я согласна с вами в том, что достижения научно- технического процесса постепенно вытесняют роль письма в нашей жизни. Письма заменили телефонные разговоры и электронная почта. Теперь письма не пишут – оставляют сообщения, которые написаны скудным, некрасивым языком  со множеством ошибок. Страшно становится при виде таких посланий! Многие из нас не знают даже структуры написания письма. Разве это правильно?! А кто из вас, ребята, не любит получать письма? Вот видите, вы все хотели бы получать письма. В письмах запечатлена живая, ищущая истины душа. В письмах можно не боясь писать о мелочах, подробностях, деталях, мимолётностях жизни, об анекдотах, историях, маленьких забавных событиях. Ведь только в письмах мы можем открыть внутренний мир человека, подчеркнуть оригинальность натуры, своеобразную манеру излагать свои мысли, если, конечно, он владеет этим искусством - писать письма! Умение писать письма – Божий дар. Способность письма – передавать мельчайшие душевные движения. Из писем мы узнаём, что о нас помнят, в письмах нас поздравляют, из писем мы узнаём об интересных событиях, в письмах с нами делятся радостью или заботами. Я надеюсь, что сегодняшний урок даёт возможность по-другому взглянуть на эпистолярный жанр и его роль в жизни общества.

 

Ребята, а кто из вас знает, когда появились первые почтовые ящики в России?

 

Почтовые ящики в России впервые появились на улицах Санкт – Петербурга и Москвы в 1848 году. В 1928 году на московских трамваях было установлено 200 почтовых ящиков, куда москвичи могли опускать письма. Во время остановки трамвая недалеко от главпочтамта почтовики забирали письма из ящиков, установленных на трамвае.

Именно 18 век – век любовных писем. С развитием путей сообщения и почты родились и расцвели «романы в письмах». Это был век, когда любили, как никогда! И это был век, когда о любви больше писали, чем любили.

 

 На какие виды делятся письма?   (слайд №9).

 

Письма могут быть личные, деловые, официальные. Деловые письма отличаются от личных убедительностью, строгой последовательностью, лаконизмом, информативностью.

Деловые письма делятся на: письмо – запрос, письмо – извещение, письмо – предложение, письмо – подтверждение, письмо – рекламация, письмо сопроводительное.

Для личных писем характерна эмоциональность, непринуждённость, передача собственных впечатлений.

Писать письма интересные может не каждый, но учиться этому просто необходимо! А в этом могут нам помочь письма из литературы.

 

Давайте сделаем небольшую паузу... Попробуйте вспомнить, кому адресованы и кто написал вот эти письма:

1.       «Спешу уведомить тебя, душа моя, какие со мной чудеса. На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму, как вдруг...»

 (Хлестаков — своему другу Тряпичкину.)

2.       «Прощайте. Мы не увидимся более. Не из гордости я уезжаю, нет, мне нельзя иначе. Вчера, когда я плакала перед вами, если б вы мне сказали одно слово, одно только слово — я бы осталась. Вы его не сказали. Видно, так лучше... Прощайте навсегда!»

(Ася — Н.Н.)

 

3.«Милый мой... вот уже два месяца с лишком, как я не беседовала с тобой письменно, отчего сама страдала и даже иную ночь не спала, думая. Но, наверное, ты не обвинишь меня в этом невольном молчании. Ты знаешь, как я люблю тебя: ты у нас один, ты наше все, вся надежда, упование наше».

 (Пульхерия Александровна — Раскольникову.)

 

4.       «Вам странно... вместо меня самого получить это письмо, когда мы так часто видимся. Прочитайте до конца, и вы увидите, что мне иначе поступить нельзя. Надо было бы начать с этого письма: тогда мы оба избавились бы многих упреков совести впереди: но теперь и не поздно. Мы полюбили друг друга так внезапно, так быстро, как будто оба вдруг сделались больны, и это мне мешало очнуться раньше. Притом, глядя на вас, слушая вас по целым часам, кто бы добровольно захотел принимать на себя тяжелую обязанность отрезвляться от очарования? Где напасешься на каждый миг оглядки и силы воли, чтоб остановиться у всякой покатости и не увлечься ею по склону?.. Я только сегодня, в эту ночь, понял, как быстро скользят ноги мои: вчера только удалось мне заглянуть поглубже в пропасть, куда я падаю, и я решился остановиться».

(Обломов — Ольге Ильинской.)

 

5. «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем ...и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса! Пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое место он ранен и хорошо ли его залечили».

 (Андрей Петрович Гринев — Савельичу.)

 

6.       «Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь.

Молю бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло!.. Вы один у меня покровитель; заступитесь за меня, бедную... Остаюсь вам покорная бедная сирота».

 (Марья Миронова — Петру Гриневу.)

 

Итак, какая же лексика должна присутствовать в личных письмах?

 

Прослушивание песни А. Герман «Письмо солдату».

Структура письма должна  включать в себя обязательные компоненты. Из каких же частей должно состоять письмо?

                           (Слайд №10).

1.       Обращение.

2.       Приступ (начало письма) начинается разнообразно; с какой-нибудь         любезности, пожелания или извинения.

3.       Изложение мыслей о предметах, интересующих адресата.

4.       Заключение состоит из изъявления чувств преданности, почтения.

5.      Подпись.

6.      Дата.

С чем связано именно такое строение письма? Можно ли отступать от этого плана, при каких условиях? Какие пункты этого плана изменились, сократились, стали необязательными с течением времени?

Дети отвечают на вопросы.

 

 

Прежде чем писать письмо, его надо обдумать. Ведь не безразлично, кому писать, что писать, когда писать и как, а также зачем писать и сколько. Нужно также оставлять копию письма, чтобы, может быть, лучше запомнить, что писал, и затем развивать свои мысли в следующем письме. Письма надо хранить и беречь.

 

         Этические законы переписки.

Первый закон. В письмах нельзя лгать. Ложь в  переписке  не такая невинная  вещь. Это удар, который человек наносит не  только адресату, но и себе. Неискренний человек не может ожидать искренности в ответ.

Второй закон.  Откровенность. Скрытность  в  письмах  быстро выходит наружу, и интерес к переписке у обоих партнеров пропадает. Недомолвки и недоверие убивают человеческий контакт,  и  переписка прекращается.

Третий закон. Неприкосновенность. Письма - это сугубо  личное достояние, и читать чужие письма безнравственно, как и  вообще лезть в чужую жизнь. Если мы считаем, что  человек  в  письмах должен быть откровенным, то бережное отношение к  их  цельности  и неприкосновенности - одно из правил нравственной  чистоты,  порядочности человека. Правда бывают случаи, когда вскрыть  письмо -  необходимость, и только это может служить оправданием такого поступка. Например, когда адресата уже нет в живых,  а  ситуация  делает необходимым ознакомление с текстом письма, ему  адресованного. В подобных ситуациях вторжение в чужую личную жизнь можно оправдать.

Четвертый закон переписки - право человека распоряжаться своими письмами. Русская пословица гласит: " Что написано пером, не вырубить топором ". Это мудрое изречение всегда надо помнить, когда собираешься писать письмо. Нельзя забывать, что, хочешь ты того или нет, но твое письмо перестает принадлежать тебе, как только оно отослано. У письма начинается своя, иногда очень драматическая жизнь, которая подчас не поддается прогнозированию и учету.

Письма, написанные в минуты душевного волнения, увлечения  и страсти - это прорыв в душу человека, в глубины его чувства.  Если автор писем просит их уничтожить, надо с  уважением  отнестись  к его просьбе.

Помните, у А.С. Пушкина " Сожженное письмо":

Прощай, письмо любви, прощай!

 Она велела... Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука придать огню все радости мои!

 Но полно, час настал; гори, письмо любви.

 

Заключительное слово учителя:

 

Так что же такое письмо, если обобщить все, что мы о нем говорили?

 Письмо - это не только мостик между людьми, по которому можно сделать шаг навстречу другому. Это еще и канал информации, и форма общения. Письма - это зеркало жизни.

Если телефон преодолевает пространство, то письмо побеждает время.

 

Звучит песня «Напиши мне письмо».

Домашнее задание: написать письмо друзьям, родителям, учителям (на выбор).

  

 Урок составила Митрейкина Марина Владимировна

Мордовия, п.г.т. Зубова Поляна

Школа: МОУ «Зубово –Полянская общеобразовательная школа №1»  ул. Новикова Прибоя 19

 

 

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz