Вверх ]

1слайд.

Высоцкий- поэт, бард, артист.

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!

Может, кто-то когда-то поставит свечу.

                                                                                                       Мне за голый мой нерв, на котором кричу,

                                                                                                        За весёлый манер, на котором шучу.

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                        В.Высоцкий.

2 слайд.

Владимир Семёнович Высоцкий… Это имя сегодня знакомо каждому русскому человеку. Его голос с хрипотцой, нехитрый гитарный перебор слышались повсюду. Песни Высоцкого, доходчивые, простые, близки и понятны всем.

3-6 слайды.

Родился Владимир 25 января в 1938 года Москве. Первые годы своего  детства жил с матерью Ниной Максимовной. Какими были эти годы? Как у всех детей довоенного времени: коммунальная квартира с множеством соседей, а потому и массой впечатлений, самые скромные игрушки. Затем война! Два года Володя жил с матерью в эвакуации. Война разлучила отца с сыном на долгие четыре года. Встретились они в июне 1945 года в Москве. И снова расставание. Жизнь у отца с Ниной Максимовной не сложилась, они приняли решение: сын будет жить у отца. В 1947 году Володя приехал к отцу, где многие годы второй матерью стала вторая жена отца, Евгения Степановна.

Отличался ли Володя от других детей? Нет. Разве что был непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой во всех играх и проказах. Уже в детстве в его характере проявилась доброта. Из воспоминаний отца Высоцкого:

7слайд.

Помню купили мы ему велосипед. Он покатался немного и вдруг подарил его немецкому малышу, объяснив: « Ты у меня живой, а у него нет папы»… Что тут было сказать.

Эта черта сохранилась в нём на всю жизнь. Будучи взрослым, разъезжая по стране или бывая за границей, он привозил массу подарков родным, друзьям. А если подарков не хватало, отдавал то, что было куплено себе. Любил радовать людей, делать им приятное.

Володя всегда не терпел несправедливости, не выносил равнодушия людского, буквально лез на рожон, если видел, что обижают слабого. Многие зрители на концертах спрашивали Высоцкого, что же он не любит в своей жизни. На этот вопрос он ответил песней.

8слайд.

«Я не люблю…»

Что же, ребята, не любит Высоцкий?

Тяга к творчеству, к сочинительству у Володи  появилась в старших классах. Родители и не думали, что Володя станет артистом, хотели, чтобы сын стал инженером. И он, поддавшись родительскому влиянию, поступил в Московский инженерно-строительный институт. Сдал первую сессию и бросил учёбу. Володя  поступил в школу-студию МХАТа. И шёл к своей мечте одержимо: «Я вышел ростом и лицом- спасибо матери с отцом, с людьми в ладу- не понукал, не помыкал, спины не гнул- прямым ходил, и в ус не дул, и жил как жил, и голове своей руками помогал…»

   В 1956 году в школе-студии МХАТ Володя познакомился с Изой Жуковой, в 1960 году они стали мужем и женой.  Жили дружно, но позже, работая в разных городах, расстались. В конце 1961 года- на съёмках фильма «713-ый просит посадки». Володя встретился с будущей матерью двух своих сыновей Людмилой Абрамовой, с которой в 1965 году официально оформил брак.

9-10слайды (фото Влади)

Марина Влади! Она вошла в его жизнь в 1967 году. Любовь, вспыхнувшая не сразу, но крепнувшая день ото дня, обогатила обоих. Когда  Марины не было в Москве – телефонный разговор с Парижем. Спустя несколько лет они поженились. Теперь он не мог петь: « Париж открыт, но мне туда не надо!» Теперь – надо. Это была красивая, длившаяся много лет духовная связь двух бесконечно талантливых людей. За два дня до смерти он написал в открытке, которую не успел послать: «Я жив 12 лет тобой…»

Незадолго до смерти у Высоцкого 2 раза останавливалось сердце. Медики это называют клинической смертью. Рядом к счастью всегда оказывались врачи, которые делали массаж сердца. Врачи спасали его дважды. Как вы думаете, ребята, как он поступил после того, как  чуть не умер во второй  раз? Лёг на полгода в больницу, затих, перестал выкладываться на концертах и выжимать свитер в антрактах? Ничего подобного! На следующий день он улетел в Москву.

Поэт не жалел себя, целиком отдавал себя друзьям, искусству, своим песням. Людям! Он жил для них, и они платили ему огромной любовью.

12 слайд.

Страничка. Театр, кино в жизни Высоцкого.

 Лучшая его роль – Гамлет. Жеглова он «сыграл», а Гамлета «прожил». Для него всегда существовал вопрос: быть или не быть? Как жить? Доживать ли после второй клинической смерти свой век тихо, спокойно, прислушиваясь к стукам в сердце, или остаться таким, каким ему предназначено быть? Вести ли эмоциональную беспокойную жизнь поэта или оттягивать, отодвигать неотвратимое,  отвоёвывать у смерти месяцы и годы? Пройти ли мимо страдания или остановиться и принять в себя чужую боль? Быть или не быть?

13 слайд (кадры из Гамлета).

Владимир Высоцкий  снялся в 24 фильмах

14 слайд.

Викторина.

15. Интервенция.

16 Служили два товарища.

17. Место встречи изменить нельзя.

18. Вертикаль.

19 слайд.

Страничка. Авторская песня.

Когда же была написана первая песня, что послужило этому?

Высоцкий вспоминал: «Первую свою песню я написал в Ленинграде где-то б 1961 году. Дело было летом, ехал я в автобусе и увидел впереди себя человека, у которого была распахнута рубаха и на груди была видна татуировка—нарисована была очень красивая женщина, а внизу написано: «Люба, я тебя не забуду!» И мне почему-то захотелось про это написать. Я сделал песню «Татуировка», только вместо «Любы» поста­вил для рифмы «Валю».

Вот так получилась первая песня. И поскольку в то время я только учился играть на гитаре, а чужие песни всегда труднее разучивать,—я стал писать свои. И вот так потихоньку дошел до такой жизни.

Первые мои песни — это дань времени. Это были так называемые «дворовые», городские песни, еще их почему-то называли блатными. Это такая дань городскому романсу, который к тому времени был забыт. Эти песни были бесхитростные, была, вероятно, в то время потребность в простом общении с людьми, в нормальном, не упрощенном разговоре со слушателями. На них обязательно были следы торопливости, это мои мысли, которые я привозил из своих поездок, а рифмовал их для простоты, чтобы не забыть. В каждой из первых песен была одна, как говорится, но пламенная страсть; в них было извечное стремление челове­ка к свободе, к любимой женщине, к друзьям, к близким людям, была надежда на то, что его будут ждать».

 

Как вы понимаете, ребята, выражение «Авторская песня».

21-22 слайд.

Писать Высоцкий начал с 1961 года. У него их около 600 песен.

 

Звучит песня «На братских могилах не ставят крестов».

 Этой песней Владимир Высоцкий  неизменно начинал свои выступления – в столичном ли Доме учёных, на Ленских  приисках, в студенческих городках  Нью-Йорского университете, в клубе донецкой шахты, на сборах футболистов, в изысканном  парижском концертном зале. Словом, везде.(слайд №23)

 Его не везде понимали, человека с набухшими жилами. Что его беспокоит? Зачем песне заниматься ненужными проблемами? Действительно, о чём можно было так петь? Тогда, когда в таком дефиците были Правда, Искренность, Открытость. Об этом он и пел.

Нужда в очищении от лжи, двоедушия, которые, как радиация въедаются в организм. Высоцкий был барьером против лжи и лицемерия. Есть в Киеве школа, где на стене висит портрет мальчишки, выпускника 80-го года, погибшего в Афганистане. Под фотографией – знакомые до боли обжигающие слова:

Тот же лес, тот же воздух

                                            и та же вода,                  

                                            только он не вернулся из боя.

26-27 слайды.

Звучит песня « Он не вернулся из боя».

Слова невоевавшего Высоцкого - почему? Ведь песен о войне так много. Может, потому, что ребята, находившиеся в Афганистане, выросли на Высоцком?! Слушая его песни, задумывались о жизни и смерти, о подвиге. И он был им понятен. Он был честен. Фронтовики утверждали, что о войне так может написать человек, прошедший её дорогами. «Он – наш!»- так  о Высоцком могли сказать все, о ком он написал. Владимир Высоцкий рассказал нам почти обо всём, чем жил народ. И о войне, которую увидел не только глазами мальчика, но и с точки зрения умудренного бойца Великой Отечественной, и о космонавтах, спортсменах, альпинистах, шофёрах, моряках, поэтах – обо всех. Это вводило в заблуждения многих слушателей, считавших, что Высоцкий сам прошёл всё, о чём  он пишет.

Высоцкий был прекрасным фельетонистом, сатириком. Остроте и злободневности его песен – шуток может позавидовать опытный журналист.

28-29 слайды.

«Аборигены съели Кука».

Сатира Высоцкого, выкрывая уродливые явления жизни, так же необычна. Чаще всего писатели и поэты иронизируют над собой, показывая окружающую реальность. Высоцкий же каждый раз создаёт самостоятельный персонаж: чаще всего мещанина, обывателя. И тут он весьма схож с Зощенко. Чего стоит его, тоже ставший классическим, диалог у телевизора.

30 слайд. Сценка « Диалог у телевизора»

  Высоцкий вспоминал: «Я очень много занимался спор­том, когда был помоложе,— занимался просто так,— боксом, акробатикой,—да многими всякими видами спорта.. Потом, уже когда стал актером, я стал заниматься спортом для сцены — потому что у нас в театре приходится делать всякие акробатические номера: у нас театр синтетический.

И еще я стал заниматься спортом в связи с песнями. Очень серьезно отношусь к спортивным проблемам и пою песни о спорте. Чаще всего это песни шуточные. Но, по-моему, все мои спортивные песни имеют отношение и к спорту, и не к спорту: в каждой спортивной песне существует своя драматургия. Потому что сам спорт дает большие возможности для нее: один хочет выиграть — и другой хочет выиграть. Боксеры, например, они друг друга бьют просто-тут все ясно; команды играют — каждая хочет победить и не хочет проиграть. А это уже парадокс—потому что выиграть может только один. Значит, у них существует настоящее столкновение—это и есть самая натуральная драматургия. Потому что драматургия это же ведь и есть—столкновение.

Я задумал написать такую большую серию спортивных песен — целый цикл.

 У меня несколько есть идей таких, которые я должен выполнить, например, написать песни обо всех профессиях... Но это я никогда не напишу, потому что они все время появляются новые и новые, а виды спорта не так быстро новые появляются. Судя по «Спортлото», их—49. Ну, и значит, примерно должно быть 49 песен — чтобы охватить все виды спорта. Поэтому задача большая — на две программы хватит. Дела в этом направлении продвигаются, конечно, но—туго. Если я к концу жизни выполню эту задачу—можно умирать спокойно. Но кое-что у меня уже есть...

Слайд №31-33

 

Высоцкий занимался спортом, боксом, акробатикой. По этому поводу Высоцкий  написал много прекрасных песен.

Может, успех к Высоцкому пришёл за счёт ранних воровских песен? Кому, как не жителям России, любить зэковские песни: как-никак у нас в стране тогда сидел каждый третий, а каждый второй  мог сесть.

Мне нельзя на волю,

                                                Не имею права,

                                                Можно лишь от двери

                                                До стены.

                                                Мне нельзя налево,

                                                Мне нельзя направо,

                                                Можно только неба кусок,

                                                Можно только сны…

А может, сатира принесла такую популярность? Не анекдоты на кухне, с оглядкой, а откровенная издёвка вслух, под музыку?

Мы бдительны – мы тайн не разболтаем

                                       Они в надёжных, жилистых руках.

                               К тому же этих тайн мы знать не знаем,

                               Мы умникам секреты доверяем,

                               А мы, даст Бог, походим в дураках.

Не зря в народе считали, что Высоцкий отбывал срок, работал шофёром- дальнобойщиком, ходил на судне матросом, был пограничником, воевал с фашистами, был спортсменом – всего не перечислишь.

           И нас хотя расстрелы не косили,

           Но жили мы, поднять не смели глаз,

           Мы тоже дети страшных лет России –

            Безвременье вливало водку в нас.

По свидетельству Булата Окуджавы, Высоцкий страдал от того, что не был признан официально. Не разрешали печатать сборники стихотворений, не принимали в Союз писателей… А страна смеялась его смехом и плакала вместе с его героями, пела «его голосом» и удивлялась – какой ещё популярности нужно было?! Страшно признаться, но любимым властями он стал только после смерти. Ему бы при жизни хоть десятую долю этого признания, он не ушёл бы так рано! Идут годы, десятилетия, но поэзия Высоцкого не стареет. Она так же актуальна, как и в далёкие теперь семидесятые, восьмидесятые, Таков удел талантливых творений, а ТАЛАНТ Высоцкого общепризнан. Он стал нашей классикой.

             Послесловие. (слайд №34)

  Последнее стихотворение Высоцкого:

И снизу лёд, и сверху – маюсь между

Пробить ли верх, иль пробуравить низ

Конечно, всплыть и не терять надежды,

 А там за дело, в ожиданьи виз.

Викторина (слайды № 35-42)

Чтение учителем стихотворения Солоухина:

«Владимиру Высоцкому – самому высокому из нас».

Хоть о камень башкою,
Хоть кричи – не кричи,

   Я услышал такое

 В июльской ночи –

Что в больничном вагоне

 Недопев лучший стих,

 После долгих агоний

 Высоцкий затих.

Смолкли хриплые трели,

 Хоть кричи- не кричи.

 Что же мы проглядели?

 И друзья, и врачи.

 Я в бреду, как в тумане,

 Вместо компаса злость,

 Отчего, россияне,

 Так у нас повелось.

Только явится парень

 Неуемной души –

И сгорит, как Гагарин,

 И замрет, как Шукшин,

 Как Есенин повиснет,

 Как Вампилов нырнет,

 Словно, кто поразмыслив,

 Стреляет их взлет.

До свидания, тезка!

 Я пропитан тобой –

Твоей рифмой хлесткой

 И хлесткой судьбой.

Что там я, миллионы,

Точнее, народ,

 Твои песни — знамена

По жизни несет.

Ты и совесть, и смелость,

 И лиричность, и боль...

 Чтоб и там тебе пелось

 И, конечно, жилось.

 В звоне струн, в ритме клавиш

Ты навеки речист,

 До свиданья, товарищ

Народный артист!

(В. Солоухин).    (слайд №44).

                                   

 

 

Урок составила Митрейкина Марина Владимировна

Мордовия п. Зубова Поляна СОШ №1.

 

Литература:

  1. Крылов. Четыре четверти пути.
  2. Высоцкий. Сочинения в двух  томах.

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz