Вверх ]

Урок на тему: «Изображение войны в романе «Тихий Дон». (слайд №1-2).

Учитель: Митрейкина Марина Владимировна.

Школа: Мордовия ,п.г.т. Зубова Поляна,СОШ №1.

Цели урока: показать развитие гуманистических традиций русской литературы в изображении войны и влияния её на человека. (слайд №3).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

                                     Ход урока:

1.      Вступительное слово учителя:

(слайд №3).                                 

 

Донские сердцу милые пейзажи!

Луга, изгибы берегов крутых

Я изменился, стал годами старше,

Но мне и часа не прожить без них.

Уже в Базках волнуешься немножко,

И в душу веет свежею волной.

Паром пересекает Дон. Здесь Вешки

Раскинули сады передо мной.

Слепят пески, влекут деревьев шорохи,

Зеленоватых елей торжество…              

Здесь «Тихий Дон» писал волшебник Шолохов,

И я во власти волшебства его.

 

 Широко и зримо развернул перед нами художник

картину жизни казачества Дона, охватив период в 10 лет с 1912 по 1922 год.

Главным местом действия является казачья станица. В центре романа -

представитель двух противоположных борющихся классовых лагерей

середняк Григорий Мелеков. Книга создавалась в годы, когда гражданская

война отошла в прошлое. На Дону, как и во всей стране, осуществлялась

сплошная коллективизация, рушился многовековой уклад мелких

раздробленных крестьянских хозяйств, менялась судьба каждой деревенской

семьи.

Михаил Александрович Шолохов был в самой гуще этих событий,

зорко всматривался в то, что происходило вокруг: ездил по станицам и

хуторам, до рассвета беседовал с людьми, выступал на собраниях. Горячим

сердцем, острым взглядом художника он чувствовал, видел то, чем жила

тогда деревня - светлую веру в завтрашний день, мучительные события и

колебания, злобу обреченных людей. Дыхание этих дней Шолохов

талантливо воплотил в романе «Тихий Дон».

Писать роман было трудно. А слава приносила не только радость

успеха, но и горечь многих испытаний.

Сколько довелось вынести ему! И вражескую клевету, обвинения в

«защите кулаков» и злобное недоброжелательство завистников. Но сама

жизнь доказала силу и правду, заключенную в этом гениальном

произведении.

 

 Скажите, какова роль эпиграфа в этом произведении?

— Как эпиграфы связаны с названием романа?

Шолохов первоначально назвал роман-эпопею «Донщина», однако с расширением замысла изменил и назва­ние своей главной книги: «Тихий Дон».

Так уж сложилось исторически, что казаки всегда были независимыми, свободолюбивыми воинами, кото­рые селились по окраинам русских земель и, по сути, несли на Руси пограничную службу, а в свободное от во­енных действий время сеяли хлеб. И Донское казачество не было здесь исключением. Земля па Дону жирная, богатая. Да и нет в ней особого дефицита: бескрайни донские степи. «Степь-матушка, Дон-батюшка» — так называли их казаки, кормильцем величали тихий Дон. И впрямь: оплодотворят щедрые воды Дона степь, и родит она богатый урожай на радость казакам и в при­быток их хозяйствам. Потому и располагаются казачьи хутора по берегам могучей реки: тут тебе и столь необ­ходимая всякому земледельцу вода, и рыба водится в изобилии, да и водный путь гладок да широк. Размерен­ная жизнь земледельца чем-то напоминает течение реки: течет вода — идет время, немудреные события ка­зачьей жизни сменяют одно другое: пахота, сев, покос, жатва. Но как неизменны речные берега, так неизмен­на в основе своей и жизнь на лоне природы; за зимой приходит весна, за жатвой — пахота. Природное время циклично, течет по кругу. Однако где бы ни странство­вал донской казак, по возвращении первым его встре­тит Дон-батюшка, по-прежнему полноводный и тихий. Впрочем, циклична и сама жизнь казака-землепашца, чего не скажешь, правда, про казака-воина. Историчес­кое время вламывается в его хутор, срывает его с родныых мест и ведет на войну. Не отсидеться казаку на печи, потому что с малых лет приучен он к седлу и шашке. И вот уже мерится жизнь казака не сменой времен года; а учениями да походами, сражениями да подвигами: ли­нейно историческое время, нет в нем повторений, не важно ему, зима ли, весна на дворе. Иным значением  теперь наполняется заглавие романа: не река Дон, а зем­ля Донщины, издавна заселенная казаками, имеется в виду, и от веку нет покоя этой земле. Выходит, что «Ти­хий Дон» — оксюморон? О том, кстати, и старинные казачьи песни сложены, песни, взятые Шолоховым эпиграфом к роману: «Не сохами-то славная землюшка наша распахана... Распахана наша землюшка лошадины­ми копытами...»

Не тихий Дон в романе Шолохова: идет братоубий­ственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды. Как и в старинной песне, бьются казаки за родную землю, щедро поливают ее собственной и чужой кровью, да что на той крови вырастет? Не тем вспахивают казаки степь, не тем ее засевают; страшные урожаи соберут потом матери и вдовы. Не щадит сви­репый XX пек донских земель: ворвался в каждую ста­ницу, каждый курень, и вот уже, возвращаясь домой, не находят казаки свой дом прежним: семь человек родных недосчитался Григорий к моменту своего последнего возвращения в Татарский, навсегда пресекся род Листницких, дотла сожжены курени и «белого» Коршунова, и «красного» Кошевого. Лишь внешне спокоен «тихий» Дон, никогда не знавший истинного покоя, но в XX век, красный от пролитой крови, соленый от вдовьих и ма­теринских слез, речь возговорит славный тихий Дон: «Уж как-то мне все мутну не быть, /Распустил я своих ясных соколов, Ясных соколов — донских казаков. /Раз­мываются без них мои крутые бережки, /Высыпаются без них косы желтым песком». Но как никогда не иссяк­нуть щедрому потоку" Дона, так не пресечься и донско­му казачеству: многие сложили в бескрайних придонс­ких степях головы, многие покалечены и телесно, и ду­ховно войной, но не убита в казаках воля к жизни.

                                                             (слайд №4).

 

«Благослови нас, тихий Дон».            (Голотин).

                         

Благослови нас, тихий Дон,

На солнце дня, на тишину,

На плеск волны, на меди звон,

На звездный, мирный небосклон,

На отходящую ко сну

Россию-мать, на всех одну...

Благослови и пробуди

От тяжких снов, от злых тревог

Для продолжения пути,

Что крут и труден, прям и строг.

Нас на любовь благослови,

Такую, чтобы навсегда,

На дружбу, что под стать любви,

На стойкость, если вдруг беда.

Благослови нас на детей,

На внуков, правнуков чреду,

На почитание в роду,                

На голубей благих вестей

С твоих звенящих берегов,

На умножение друзей,

На утеснение врагов...

Где б мы ни были, призови,

Когда беда грозит без нас.

Души отрада, радость глаз,

Благослови, благослови...

 

Никакая другая книга прошлых лет так непосредственно, как «Тихий Дон» отзывается

сегодня на многие наши беды и поиски. Связаны ли они с межнациональными распрями, с вопросами земли и собственности, конфликтами между политикой и народной жизнью. Это не современность проверяет на прочность шолоховский роман, а сам он , на свой лад,

проверяет истинность новых времен своим общечеловеческим идеалом добра

и народной мудростью.                                                                          

 

И вот резко нарушен устоявшийся мирный быт, всё тревожней и стремительней развиваются события. В их грозном водовороте кружатся, как щепки в половодье, люди, и мирный тихий Дон окутывается пороховым дымом и гарью пожарищ (это мы можем увидеть в сцене мобилизации — ч. 3, гл. IV).

2. Беседа с учащимися по произведению.

Как влияет война на  людей, участвующих в боях?

Что чувствовал  Григорий, убив первого врага?   (слайд №5)

Убийство человека, даже врага в бою, глубоко противоречит гуманной природе Григория. Это мучит его, не даёт жить спокойно, ломает, калечит душу.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Тихий Дон».  ( слайд №6 . Убийство австрийца).

О чём задумывается Мелехов на войне?

Мелехов задумывается о безумстве войны, в которой погибают невинные люди.

Какие качества Григория проявляются в сцене в госпитале?

Гордость, злость за всё, что сделала война, вырвались у Григория в дерзкой выходке.

                                             (слайд №7).

Просмотр отрывка из кинофильма «Тихий Дон» . (Сцена в госпитале).  (слайд №8).

3.      Пересказ главы 9, часть 3.

Вывод:

Война в изображении Шолохова начисто лишена налёта романтики, героического ореола. Люди не совершали подвига. Эту стычку обезумевших от страха людей назвали подвигом.

Шолохов в своём романе изображает не только казаков, но и их офицеров. Многие из них честные, храбрые, но есть и жестокие.

— Какого офицера можно отнести к жестоким? (Чубатого.) Охарактеризуйте его.

(Такая бесчеловечная позиция Чубатого, даже в условиях войны, оказывается для Григория неприемлемой. Поэтому и стреляет он в Чубатого, когда тот ни за что срубил пленного мадьяра.)

 Война сталкивает Григория с разными людьми, общение с которыми заставляет его задуматься и о войне, и о том мире, в котором он живёт.

Судьба сводит его с Гаранжой, который и перевернул жизнь Григория.

— Что можно сказать о Гаранже?

— Почему запали в душу Григория наставления Гаранжи?

4. Чтение монолога Гаранжи (ч.3, гл. 29).

Война принесла полное разочарование, хотелось вернуться к мирной жизни. Именно на эту благодатную почву и упали семена “большевистской правды”, обещание мира.

Здесь начинаются попытки Григория разобраться в сложном устройстве жизни. Здесь начинается его трагический путь к истине, к народной правде.

4.      Как изображена Гражданская война в романе?  (слайд №9-23).

М. А. Шолохов был одним из тех, кто первым загово­рил о гражданской войне как о великой трагедии, имев­шей тяжёлые последствия для народной жизни и судьбы не одного поколения. Высокий уровень правды о граждан­ской войне объясняется большой работой автора с архива­ми, мемуарами, личными впечатлениями и фактами. Сущ­ность событий романа трагедийна, и этой трагедией охва­чена вся Россия. «Вся Россия в муках великого передела», «В мире, расколотом надвое», «Мгла нависла над буду­щим» — эти строки из романа недвусмысленно отражают авторские оценки войны.

В событиях романа участвует более 600 персонажей, и каждого из них непосредственно коснулись события вой­ны, но ярче всего трагедия этого страшного времени пока­зана глазами главного героя.

Главный герой, Григорий Мелехов, оказывается меж­ду двумя враждующими лагерями. Он одинок: и у тех, и у других он чувствует себя чужим. В ожесточении клас­совой борьбы обе стороны проливают кровь, несут поте­ри. «Народ стравили»,— такую оценку даёт Григорий тому, что видит вокруг себя. Сам же он «встал на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их». Льётся кровь, горят дома, рушатся семьи... Подтёлков приказывает убить со­рок пленных офицеров белой армии, Григорий Мелехов рубит пленных матросов, Митька Коршунов истребляет односельчан.

Все казаки, по существу, хотят одного и того же: рабо­тать на земле, чтобы кормить своих детей, а не воевать. Но не нашлось той силы, которая могла бы объяснить им это. Григорий со своей повстанческой дивизией пытается до­биться свободы казачества, но впоследствии понимает, как мала горстка казаков по сравнению с теми силами, кото­рые ведут борьбу за власть.

Война утверждает свои собственные законы, жестокие и бесчеловечные, и каждый живущий вынужден подчиняться им. Война вносит разногласия далее в семейные отношения. Всеобщая разруха уничтожает казачий мир не только извне, но и изнутри. Трагедия казачьих семей в том, что они не видят выхода из этой войны. Никакая власть не даёт им возмож­ности возвратиться к мирному крестьянскому труду.

Григорию «хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира». Ему хоте­лось работать на земле, хотелось домой, в семью. Для него неприемлемы жестокие изломы общества, когда человече­ская судьба становится средством достижения чьих-то це­лей. Он ищет правду, которая могла бы примирить всех, и не находит её ни у белых, ни у красных.

Это определило трагичность его судьбы, в которой от­разилась трагедия народа, разделённого на два враждую­щих лагеря. Он понимает, что в гражданской войне нет правых: каждая из сторон, отвечая на преступление, совер­шает новое преступление, может быть, ещё более кровавое. И нет в ней места милосердию и благородству.

Свои деяния каждая сторона оправдывает по-своему. Так, молодой коммунист Бунчук, бесстрашный и озлоблен­ный жестокой жизнью человек, искренне верит в полезность своей борьбы: «Истреблять человеческую пакость — грязное дело. Расстреливать, видишь ли, вредно для здоровья и души... Всем хочется ходить в цветущем саду, но ведь... надо грязь очистить... Тут я вижу, ощутимо чувствую, что приношу пользу!» А Дмитрий Коршунов добивается офи­церского чина далеко не геройством, «...не особенно дове­ряя казакам, он сам водил на расстрел заподозренных в большевизме... а уж по части допроса арестованных во всём отряде не было равного... Дракон, а не человек!.. Из-под Митькиных рук ещё ни один осуждённый живым не вста­вал...» Из мести он собственноручно вырезал всю семью Мишки Кошевого. Отношение к бесчеловечным преступ­лениям автор выразил в словах Ильиничны: «Разве ж это казацкое дело — казнителем быть, старух вешать да дети­шек невинных шашками рубить?!.»

Для многих героев, даже положительных, нравствен­ные критерии в годы войны смещаются. Григорий, напри­мер, воспринимает казнь Подтёлкова как справедливое возмездие, о чём свидетельствует его страстный монолог, обращенный к Подтёлкову: «Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли... По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отыгрывается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить!» Хотя, безусловно, рас­права над безоружными для него отвратительна, чем бы она ни была вызвана; поэтому он уходит, не дождавшись казни.

Метания героя приводят его то в один лагерь, то в дру­гой. С тревогой думает он: «А главное — против кого иду? Против народа... Кто же прав?» Приступы жестокости у Григория сменяются раскаянием в содеянном (бой под Климовкой, когда Мелехов в горячке боя зарубил четырёх матросов, а потом впервые в жизни бился в припадке на руках у казаков: «Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради Бога...»). Но он же пресекает расправы над пленными. Когда он узнаёт, что в Вешенской в тюрьму посадили женщин, стариков и детей, чьи родные ушли с красными, он откры­вает тюрьму, выпуская всех арестованных на волю.

Смятение и сомнения охватывают уставшие души казаков. Один из казаков-повстанцев предлагает устроить в Вешках переворот: «Давайте биться, и с красными и с кадетами. Всех сменим...» Григорий, понимая жестокость времени, отвечает: «...ежели начнём браковать командо­вание и устраивать всякие перевороты, — гибель нам. Надо либо к белым, либо к красным прислоняться. В серёдке нельзя — задавят».

Принцип «Они нас или мы их!.. Серёдки нету. На кровь — кровью» стал основным на все годы гражданской войны.

Во время Гражданской войны идёт разрушение не толь­ко уклада жизни казаков и их сословной общности, но и основы народной нравственности — христианской веры, и это гораздо страшнее всего остального.

5. Писатели и критики о «Тихом Доне».   (слайд №24)

Критик Лежнёв акцент делает на ошибках Григория Мелехова, его заблуждениях, не позволяющих найти прямой и однозначный путь в революции.

В.Вернадский написал: «Большая вещь… вся жестокость и вся ярость всех течений социальной и политической борьбы и глубин жизни Шолоховым выявлена ярко».

Б. Васильев увидел в «Тихом Доне» отражение главного в гражданской войне: «…чудовищные колебания, метания нормального человека. На одной судьбе показан весь излом общества… В гражданской войне нет правых и виноватых, нет ангелов и бесов, как нет победителей. В ней есть только побеждённые – мы все, весь народ, вся Россия».

6. Найдите соответствия между книгами романа «Тихий Дон» и описываемыми в них событиями:

а)  1-я книга                                     (слайд №25)

б)  2-я книга

в)  3-я книга

г)  4-я книга

А) события революций 1917 г., неудачная попытка установления Советской власти Дону, экспедиция Подтелкова

       Б)   рассказ о мирной жизни казачества, начало  Первой мировой войны

В) разгром Верхнедонского восстания, слуба Григория Мелехова в коннице Буденного, демобилизация, возвращение на хутор, бегство в банду Фомина, распад семьи Мелеховых, окончательное возвращение Григория в родной дом

     Г) изображение событий Верхнедонского восстания казаков против власти большевиков.

7. Тест по «Тихому Дону».   ( слайд №26).

1. Как относится автор романа «Тихий Дон» к гражданской войне?

А) как к бессмысленной, жестокой бойне

Б) как к справедливой войне, ведущейся ради свободы и равенства всех сословий

В) как к противному человеческому разуму явлению

Г) как к трагическим, но неизбежным событиям

2. Назовите историческое событие, которое не стало предметом изображения в романе «Тихий Дон».

А) Первая мировая война

Б) первая русская революция 1905г.

В) Гражданская война

Г) Верхнедонское восстание казачества против большевиков.

3. Какая тема делает роман «Тихий Дон» эпопеей?

А) тема установления Советской власти на Дону

Б) тема Первой мировой войны

В) судьба народная во время исторических испытаний

Г) тема гражданской войны

4. К какой группе казаков принадлежали Мелеховы?

А) казачья аристократия (кулаки)

Б) крепкие казаки (середняки)

В) худородные казаки (бедняки)

5. Какие события являются кульминационным центром романа «Тихий Дон»?

А) неудачная экспедиция Подтелкова по установлению Советской власти на Дону

Б) Верхнедонское восстание

В) расстрел Петра Мелехова

Г) смерть Аксиньи

Ответы: 1-а, 2-б,3-в, 4-б, 5-б.

Домашнее задание: В чём трагедия Григория Мелехова? (дайте развёрнутый письменный ответ)  (слайд №27).

Литература:

  1. Семанов С Н. В мире «Тихого Дона». М., Современник, 1987
  2. Шешуков С.В. В поисках истины: Споры вокруг Григория Мелехова. Наш современник 1985г.№5
  3. Шолохов в школе. Под  ред. Гуры.
  4. Петелин В.В. Шолохов. Страницы жизни и творчества.1986г.

Вверх ]

Сайт управляется системой uCoz